В Национальном музее Тувы открылась выставка «ПАКТ РЕРИХА. История и современность»
- Подробности
- Опубликовано 13.03.2015 13:29
Выставка приурочена к 80-летней годовщине подписания Договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который вошёл в историю как Пакт Рериха. Открыл данное мероприятие гость из Абакана Федосов В.В. – руководитель Хакасской региональной общественной организации последователей Рерихов «Рериховское общество». Вслед за ним директор Минусинской картинной галереи Д.Дмитриев зачитал слова приветствия от имени Генерального директора музея Рериха Л.В.Шапошниковой, адресованные Главе Правительства РТ Шолбану Кара-оолу, министру культуры РТ Алдару Тамдыну и директору Национального музея РТ Виктору Чигжиту.
Гости, в первую очередь, поделились впечатлениями от экспозиций тувинского музея, также выразили восхищение и благодарность исполнителям горлового пения, студентам Кызылского колледжа искусств, которые представили гостям знаменитые произведения хоомея.
Взяв слово, Д.Дмитриев подчеркнул важность гуманистической теории Николая Рериха, который не только выдвинул мысль об охране памятников культуры, но и обосновал идею о Триединстве мира. Символ Триединства мира – это один из древнейших знаков человечества. Н.Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, проводимых в различных регионах планеты, в результате изучения памятников искусства разных времен и народов он обнаружил, что этот знак прошел через историю и культуру многих народов.
Знамя Мира представляет собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя амарантовыми сферами. Николай Константинович называл Красным Крестом Культуры. Этот символ можно трактовать по-разному. Это Религия, Наука и Искусства в кольце Культуры. Его можно рассмотреть как Прошлое, Настоящее и Будущее в кольце Вечности…
Николай Константинович Рерих (1874-1947гг). – знаменитый русский художник, писатель и поэт, философ и ученый, путешественник и общественный деятель Активную борьбу за сохранение памятников культуры Николай Константинович начинает после путешествия в 1903-1904 годах по древним городам России. В ходе поездок создается большая серия архитектурных этюдов, названных С.Эрнстом «Пантеоном нашей былой славы». Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством тревоги за их судьбу. Он выступает в Императорском русском археологическом обществе с докладом о печальном состоянии исторических памятников; в различных изданиях выходят его статьи и очерки. Публикуются протесты против сносов, искажений и недобросовестных реставраций. Это путешествие послужило началом широкой общественной деятельности в защиту культуры. «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных…» - говорил Н.К.Рерих.
С началом русско-японской войны (1904-1905) Рерих говорит о необходимости заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры во время военных действий. В 1914 году с этой же идеей он обращается к Верховному командованию Русской Армии, правительствам США и Франции, выражая протест против Первой мировой войны, художник создает картину «Зарево»; в армии распространяется созданный им плакат «Враг рода человеческого», осуждающий разрушение Реймсского собора во Франции и Лувенской библиотеки в Бельгии.
В 1915 году Рерих делает доклад Императору Николаю II и Великому Князю Николаю Николаевичу с призывом принять серьезные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ. И хотя это предложение так и не получило должной поддержки, от своей идеи Рерих не откажется и вернется к ней в конце 20-х годов, сразу по окончании своей знаменитой центрально-азиатской экспедиции.
В 1929 году в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г.Г. Шклявером Н.К.Рерих подготавливает и публикует на нескольких языках проект Пакта о защите культурных ценностей.
В 1931 году в г. Брюгге состоялась Первая международная конференция, посвященная Пакту Рериха, на которой был разработан план пропаганды идей Пакта. В 1932 году там же прошла Вторая международная конференция, где было принято решение об обращении ко всем странам с призывом признать за Пактом силу международного документа. В работе конференции приняли участие представители 22 стран.
Третья Международная конференция состоялась в Вашингтоне в ноябре 1933 года. Она была поддержана 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствам всех стран.
15 апреля 1935 года в Белом Доме, в присутствии президента Рузвельта, Соединенными Штатами Америки и представителями 21 американской республики был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха). В рамках Договора был утвержден предложенный Н.К.Рерихом отличительный флаг для идентификации объектов охраны, представляющий собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами, получивший всемирную известность как Знамя Мира.
Начало выставочному проекту «Пакт Рериха. История и современность» было положено в 2012 году открытием выставки в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В 2013 году выставка с большим успехом прошла в странах Латинской Америки (Аргентина, Уругвай, Чили) и в Европе (Берлин, отделение ООН в Женеве). В Международный день Культуры 15 апреля 2014 года открылась выставка во Дворце мира в Гааге. Весной 2014 года этот проект с большим успехом прошёл в столице Казахстана Астане и в городе Алматы, в столице Кыргызстана Бишкеке.
В 2014 году, когда в России проходил Год культуры, МЦР и Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов дали начало новому этапу выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность». Россияне увидели выставку на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Центральной и Южной России. В данный момент выставку увидели в 80 городах России. Завершится проект в этом, 2015 году, во время празднования 80-летия Пакта Рериха, итоговой выставкой в Москве.
В зале временных выставок Национального музея РТ представлены материалы об истории создания Пакта Рериха, уникальные фотографии и документы, а также репродукции картин художника и будут экспонироваться до 05 апреля.
Организаторами выставки являются Международный Центр Рерихов (Москва) совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов и Постоянным представительством РФ при отделении ООН, при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Министерства культуры РФ и ЮНЕСКО. По Сибирскому федеральному округу: при поддержке полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского.