Хранитель ценностей
- Подробности
- Опубликовано 13.03.2015 11:00
Из предисловия к книге: Монгуш Кенин-Лопсан. Мифы тувинских шаманов. Кызыл. 2002.
Хранитель ценностей
Дело его жизни – это забота о сохранении духовного потенциала своего народа. Хранитель ценностей. В прямом и переносном смысле. Он – хранитель материальных и духовных ценностей тувинцев. Большую часть жизни он проработал в музее, собирая и охраняя бесценные сокровища многих поколений. Само по себе это уже великое дело. Однако он не просто хранитель, но и носитель, собиратель и исследователь этих ценностей, что само по себе уникально.
В старину такого человека назвали бы «старейшина». А в наше время – «ходячая энциклопедия», «кладезь народной мудрости». Имя его знает вся Тува: и млад, и стар – это М.Б. Кенин-Лопсан.
Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что сегодня в Туве нет человека более осведомленного в духовной жизни тувинского народа, чем наш юбиляр. Поэтому день его рождения поневоле и по праву становится хорошим поводом для путешествия в мир души тувинца.
Многогранную творческую деятельность М.Б. Кенин-Лопсана предопределили, конечно же, его природный дар и упорный труд, а также его эпоха, его счастливая судьба.
Поколения Монгуша Бора-Хоовича Кенин-Лопсана коснулись все исторические перипетии нашего века. И в этом водовороте жизни личность М.Б. Кенин-Лопсана сформировали, на мой взгляд, удачно сложившиеся исторические обстоятельства и окружавшие его люди.
Три колыбели, три школы – Хондергей, Ленинград, Кызыл – это поистине великие жизненные университеты, изваявшие феномен Кенин-Лопсана.
Вся дальнейшая творческая жизнь М.Б. Кенин-Лопсана развивалась настолько многогранно, что мне хочется образно назвать его Человеком-Оркестром. В этом оркестре участвуют самые разнообразные инструменты человеческой души: тончайшая мелодия игила – его лирическая поэзия, проникновенная мелодия бызаанчы – его романтическая проза, переливчатые звуки лимби – его великолепные рассказы для детей, бархатные звуки шоора – его фольклористические записи, тревожно - зовущие ритмы шаманского бубна – его этнографические исследования. Лейтмотивом этого оркестра звучит гимн тувинского народа.
Основные направления его творческой деятельности – писательская, научная и общественная – сами по себе тоже многогранны.
История быта, нравов, обычаев тувинцев, их психология и душа выразились в творчестве Монгуша Кенин-Лопсана, прежде всего через художественные произведения. Он, как поэт, публицист и прозаик, составил, можно сказать, своеобразную художественную летопись жизни тувинского народа.
Своеобразие прозы Кенин-Лопсана заключается в том, что в ней фактографически точно, этнографически выпукло, композиционно контрастно, с романтическим пафосом, в особой опосредованной форме автобиографизма воссоздано традиционное мировоззрение тувинского народа.
В своем творчестве с начала 90-х годов М.Б. Кенин-Лопсан раскрылся больше как ученый. Разумеется, это были всходы предыдущей многолетней работы, тоже многогранной. Кенин-Лопсан – ученый, это фольклорист, этнограф, шамановед, мифолог, этнопедагог, искусствовед, краевед.
С ним сотрудничало более тысячи информаторов. Писатель участвовал также в написании «Очерков тувинской литературы», которые вышли в 1964 году. Переложил в литературные произведения сказки «Чижик» и «Хайындырынмай Багай-оол», эпос «Танаа-Херел», которые опубликованы в 1985и 1986 годах.
Опубликовал в 1992 году уникальнейшие, собранные им в течение всей своей жизни «Алгыши Тувинских шаманов», перевод которых на русский язык вышел к 70-летию в 1995; исследования «Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства», научно – популярную книгу «Магия тувинских шаманов», а также научные статьи.
Защитил в 1982 г. диссертацию по теме «Сюжеты и поэтика тувинского шаманства» и стал кандидатом исторических наук.
Собранные, исследованные и опубликованные им материалы по тувинскому шаманству получили широкий резонанс в общесоюзных и международных кругах. Эти материалы – бесценный кладезь, богатейшие источники для будущих исследователей, «пища» для нескольких десятков диссертаций.
Шаманизм, как религия, как психология, как образ жизни, все больше привлекает внимание современных ученых не только как реликт для изучения традиционной культуры народов, но и как путь познания человека и мира. В этом отношении опыт Кенин-Лопсана – носителя, собирателя и исследователя шаманизма – факт, конечно, феноменальный.
В 1993 году под руководством М.Б. Кенин-Лопсана в Кызыле прошел Международный семинар шаманов и шамановедов, во время которого его доклад «Координаты души у тувинцев» и вся его шамановедческая деятельность были оценены высоко. Американский фонд исследования шаманства в 1994 году присвоил ему, третьему в мире человеку звание «Живое сокровище шаманизма».
Многолетний труд Кенин-Лопсана – ученого, свидетельствует о том, что все стороны его научной деятельности непосредственно были продиктованы духовными потребностями народа. Он больше ученый – практик, сформированный в гуще народной жизни. Собранные им тексты и первично описанные им научные факты, безусловно, со временем будут осмыслены еще шире и глубже.
Без преувеличения можно сказать, что научный подвиг ученого Кенин-Лопсана, кустаря – одиночки равен труду целых микроинститутов.
Если одним словом попытаться охарактеризовать многогранное творчество Кенин-Лопсана, т.е. определить его кредо, то я бы сказала так: Кенин-Лопсан – это писатель и ученый, художественно и научно воссоздавший и сохранивший традиционное мировоззрение тувинского народа. Кажущееся на первый взгляд разноликим творчество писателя и ученого в действительности органически переплетено в один узел и служит одной цели – воссозданию системы традиционного мировоззрения тувинцев. Может быть, этим и объясняется отчасти относительная творческая свобода писателя и ученого от идеологической конъюнктуры разных времен.
М.Б. Кенин-Лопсан, как писатель, фольклорист, этнограф-шамановед из сказительской и шаманской семьи, я думаю, действительно уникум в тувинской истории, да и не только в тувинской. Человек, сохранивший духовное наследие народа и запечатлевший его в вечном слове – это хранитель тех ценностей, которые невозможно, как материальные богатства, ни потерять и не уничтожить.