Основные особенности тувинского орнамента

Основные особенности тувинского орнамента

Основные особенности тувинского орнамента

8gd8g3dg3r5gdr812Орнамент является важным историческим источником, и он может и должен быть использован при решении различных исторических проблем, в частности тех, которые относятся к установлению культурно-исторических связей между народами Сибири.

О давних исторических связях тюрко-язычных и монгольских племен Сибири свидетельствуют многие источники, в том числе и археологические. Орнаменты саяно-алтайского, восточносибирского и сибирского – объединяют простота форм и композиции, преобладание прямолинейных узоров над криволинейными, строго геометрические формы. Известно, что орнамент – один из наиболее устойчивых элементов народного искусства. В орнаментальном искусстве западных и восточных тувинцев имелись существенные различия. Орнаментика западных тувинцев-скотоводов очень богата, огромное разнообразие форм, основанных на вариациях более ста основных мотивов, главным образом для украшения изделий из дерева, для росписи, для орнаментации войлока или металла, а в орнаментике восточных тувинцев-оленеводов преобладали мелкие геометрические узоры (см. 97).

Тувинские орнаментальные узоры подразделены на геометрические, растительные и зооморфные. Любой мотив орнамента на предмете, будь то геометрический или растительный, располагается не случайно, а в строгом соответствии с тем, как построен сам предмет. Произведения народного искусства замечательны прежде всего своей целесообразностью. Они дают наглядное представление о том, что люди, которые их создавали и ими пользовались, ощущали во всем меру прекрасного. Выбор узоров для декорировки зависел как от особенностей материала и характера изделия, так и в значительной мере от сложившихся традиций.

В резьбе по дереву, в декоре войлочных изделий, в вышивке на ткани встречаются в основном геометрический узор имеющий множество вариантов, пламевидные (чалбыыштап), циркулярные кружочки, зигзаг, косая сетка, треугольники, треугольники с вписанными меньшими треугольниками (чадырлап), орнамент осмысляет по сходству с предметами окружающего быта - вид чум - чадыр, косая сетка (хана карак) означает «глаз решетки» юрты», зубчатый узор (хирээ бистеп – зубья пилы, Т-образный меандр (баска хээ) именуется молотковым, и Г-образный меандр (солун хээ), узор со свастикой (кас); прямоугольная модификация спирали (дорбелчин), парные перекрещивающиеся ромбы (кадын сырга) и др. Старые родовые тамги и конские тавры, несмотря на их геометрические очертания, имеют названия, свидетельствующие о том, что с большинством этих знаков связывалось представление о конкретных предметах. (см.рис. Катанова. Знаки). В росписях по дереву, в ювелирных изделиях из металла, в тиснении и аппликациях на коже преобладают растительные мотивы. Они представлены в значительной мере многолепестковыми розетками (чечектеп) по сходству с явлениями природы, в изделиях на коже, в росписях по дереву и художественном металле нередки зооморфные узоры, различные модификации роговидных узоров (кошкарлап, кошкар мыйызы) – рога барана. Н.Ф.Катанов в «Очерки Урянхайской земли» (стр.133) пишет, что «На медных и серебряных предметах конского снаряжения – пуговицах, бляшках и накладках – встречаются иногда рельефные изображения животных 12-летнего животного цикла, исполненные отчасти тувинскими, отчасти китайскими мастерами. Те же животные изображались и на серебряных ножнах для ножей, которыми пользовались богатые тувинцы». На изделиях из различных материалов часто встречается мотив переплетения (олчей удазын).

В цветовом строе тувинского орнамента преобладают красные, синие, голубые, зеленые, коричневые и желтые краски. Первоначально почти каждый орнаментальный мотив, его окраска имели свой символический смысл. Со временем значение большинства из них было забыто, хотя некоторые из мотивов и сохраняют древнюю символику поныне. Так, например, символом счастья считается изображение узла (олчей удазын) – (нитью счастья) – одного из самых распространенных орнаментальных мотивов в прикладном искусстве тувинцев.

Отдельные орнаментальные мотивы имеют следующие толкования по исследованию С.Вайнштейна; (см.табл). 3-5 – зубы, 7 – завязка, 9 – спина рыбы (сетчатый орнамент в виде рыбьей чешуей), 12 – кожемялка, 13-18 – шкатулка, 20 – олбук (коврик),25 – зубы волка, 28 – небо, 49 – нос, 55 – крючки, 56 – шапочный узор, 68 – хвост собаки и т.д. нередко одни и те же мотивы именуются тувинцами по-разному. Распространенные в искусстве тувинцев орнаментальные фигуры на роговых седельных бляхах, и парные головы грифонов (рис. 103). У западных тувинцев фигуры этого слоя встречаются в узорах на кожаных, войлочных, металлических и костяных изделиях, а также в росписях на сундуках. В орнаментике восточных тувинцев-оленеводов мотивы этого слоя не представлены. Фигура в виде округлой головы хищной птицы (грифона) с изогнутым клювом – один из распространенных сюжетов в искусстве скифского времени, в том числа у племен Алтая. Круг орнаментируемых материалов в эпоху ранних кочевников – кожа, дерево, войлок, кость. ткань – аналогичен используемому в народном искусстве тувинцев.

Роговидный мотив – один из наиболее распространенных в тувинском орнаменте, образующий целую группу модифицированных узоров, близкие к реальному образу рогов животного. Мотивы роговидных очертаний распространены в искусстве народов, генетически связанном с культурой кочевников степей (якуты, буряты, народы Саяно-Алтая, тюркоязычные народы Северной Азии и Кавказа, башкиры и др.) К мотивам преимущественно восточно-азиатского происхождения, можно отнести молотковый меандр (Т), так называемый круг единства, монетовидный узор, фигурные скобки, бабочковидный узор, цветок лотоса, облаковидный узор и др. (рис.106, см. 139,140). Эти мотивы используются почти исключительно в орнаментике западных тувинцев-скотоводов, причем главным образом в росписях на сундуках «золотом» и «серебром» и в значительной степени на других изделиях. Помимо Тувы мотивы, представленные в этом слое, чрезвычайно широко распространены в орнаментальном искусстве Восточной (Япония, Китай, Корея), и Юго-Восточной ( Таиланд. Вьетнам, Лаос. Камбоджа, Непал, Индия и д.т.) и Центральной Азии (Тува, Алтай. Бурятия, Хакасия), в том числе в Тува и Монголия. Часть мотивов позднего слоя, возможно, проникла в Туву вместе с буддизмом (ламаизмом), например так называемый бесконечный узел счастья из «восьми буддийских эмблем». Но следует отметить, что мотив узла известен еще в памятниках Тувы периода связано с древними культурами степной зоны.

Тувинская орнаментика обогащается новыми узорами, включающими пятиконечную звезду, серп и молот и другие рисунки, отражающие символику новой жизни. Однако использование этих фигур остается традиционным, композиционным центром.

Восемь благоприятных символов.
Эти восемь счастливых символов очень древние и встречаются на изделиях мастеров из дерева, металла и буддийских атрибутах; зонт, рыбки, ваза, лотос, раковина, бесконечный узел, победное знамя, колесо.

Зонт – знак духовного могущества, он такой большой, что под ним уместятся пять человек. Шьется из разноцветного шелка. Практическое значение – защита о солнца.

Золотые рыбки – (великие шаманы имели и таймень – эрена (бел ээрен), сделанного обычно из дерева, настигавшего злых духов. превращаясь в рыб, скрывались в воде. С.И.Вайнштейн «Мир кочевников ЦА. Стр. 243).

Драгоценная ваза – округлой формы сосуд с тонким горлышком сверху на вазе драгоценность. Ваза символизирует неисчерпаемость материальных богатств, благосостояние, процветания.

Лотос (санкр: падма) – символ чистоты и божественного рождения, праведности. Прекрасный бело-розовый цветок, раскрывшись, возвышается над поверхностью воды. Он олицетворяет собой путь живого существа к пробуждению.
Будду Шакьямуни издавна изображают сидящим на лотосовом троне. Лотос может быть как чисто декоративным, стилизованным, так и близким к естественному цветку. Число видимых лепестков обычно 7,9 или более.

Раковина – это большая редкая морская раковина с заостренным концом, закрученная вправо (по часовой стрелке). Она символизирует женственность.

Бесконечный узел – символ вечности, счастья.

Колесо учения санкр: (дхармачакра) символизирует благородный восьмеричный путь, указанной Буддой Шакьямуни, ведущий к видению пустоты и просветлению. Это:
1) правильное воззрение,
2) правильное мышление,
3) правильная речь,
4) правильное поведение,
5) правильный образ жизни,
6) правильное усилие,
7) правильное осознание,
8) правильное созерцание, символ оружия.

Свастика - левосторонняя свастика (т.е. она вращается по часовой стрелке) – древний индийский знак, символизирующий солнечную энергию, огонь, постоянное движение.

Ваджра с пятью изогнутыми спицами ,означает алмаз и символизирует мужское начало, он указывает на нерушимую природу ума и просветления. Это был алмазным скипетром – знаком королевской власти и мужества. В Тибете ваджра приобрела особое важное значение как символ тибетского буддизма в целом.

Колокольчик – символ мудрости и женского начала. Рукоятка колокольчика выполнена в виде половинки ваджры. Колокольчик в паре с ваджрой символизируют союз женского и мужского (мудрости и метода), используются в тантрических и ритуалах.

Лук и стрела. Лук символизирует любовь и сострадание, проявляющиеся активно. Стрела символизирует мудрость. Вместо они составляют совершенный союз метода и мудрости (цели и средства), что позволяет стреле точно попадать в цель.

Кадаки и их значения.
Белый кадак – символ любви и сострадания.
Синий – вечное синее небо, спокойствие , равновесие.
Зеленый – изобилие.
Желтый – процветание, распространение буддизма.
Красный – символ победы.
У человека, который умеет хранить Кадаки – деньги держаться и множатся. Кадак является символичной вершиной духовного и материального богатства. Обычай хранить пятицветные хадаки, как добрый знак безрасходности и спокойствия.
Белый месяц (февраль) – Кадаки 5 цветов подносятся на домашний алтарь, затем кадаки убираются и хранятся в сундуке.

Кузнечное и литейное дело.
Кузнечное и ювелирное дело для большинства тувинских кузнецов являлось основным занятием и основным источником существования, хотя все они занимались скотоводством, земледелием и охотой. Тувинские кузнецы изготовляли из железа разнообразные орудия труда, утварь. украшения – ножи, сошники для андазына, наконечники корнекопалок, топоры, гвозди, наконечники стрел, замки, таганы, части конской упряжи (удила, стремена, бляхи, накладки на седло и др.), кольца, браслеты и др.

Кузнецы издавна использовали старые ненужные металлические вещи для переплавки; проржавевших котлов, сломанных таганов и др. В этом отношении в сказании «Моге Шагаан-Тоолай» - говорится, что «кузнец расплавил и выковал разбитый бронзовый котел, то новый котел оказался еще лучше прежнего».

Сырьем для ювелирных работ служили серебряные и медные вещи, полудрагоценные камни, эмаль, которые приобретали у купцов как сами кузнецы, так и заказчики.

В Х1Х – начале ХХ в. среди кочевых тувинских скотоводов горно-степных районов было довольно значительное количество кузнецов – ремесленников. Кузнецы и ювелиры пользовались у тувинских аратов особым почетом и уважением. Мастерство искусных кузнецов с восхищением воспевается в тувинских героических сказаниях. Считалось, что кузнец обладает некоторыми сверхъестественными способностями и может противостоять шаману. Почтительное отношение к кузнецу нашло отражение, в частности, в том, что он мог во время работу не приветствовать даже чиновника, мастер не должен отрываться от работы для его приветствия: «работа кузнеца старше».

Набор инструментов кузнеца начала ХХ в. входили: Мехи (хорук) кожаные и деревянные, большая и маленькая наковальни (дожу), несколько молотков (маска), несколько клещей (кыскаш), специальные инструменты для декорирования и плавки металл и т.д. Большинство железных изделий изготовляли методом горячей ковки (согар). Ковка – обработка металла многократными прерывистыми ударами для придания ему желаемой формы. Этим способом выковывали главным образом ножи, сошники, серпы, тесла, и таганы нередко с орнаментом и изображениями бараньих голов, удила.

Особое место в обработке металла занимало литье. Литье – способ изготовления (формовки) и декорирования изделий из расплавленного металла при помощи литейных форм при помощи каменных или металлических и литье при помощи глиняных форм смешанной с асбестом (даг дугу), которые снимались с предварительно изготовленных моделей. Литье в каменных формах было связано с рядом суеверий. При литье этих украшений не дозволялось присутствовать никому, кроме мастера и заказчика; считалось, что иначе украшение выйдет неудачным. Способ литья в глиняной форме применяется тувинцами до настоящего времени. Им изготовляют стремена, металлические части узды, украшения – огнива (оттук), металлические части для деревянных ножен, цепочки, различные статуэтки, шахматы, металлические бляхи для седел. Модель вырезают из коры тополя. Основными металлами, применявшимися для литья, служили медь (чес), бронза (хуле), сплав олова с серебром (хола) и свинец (коргулчун), алюминий (ак-демир).

Древними и поныне наиболее распространенными способами художественной обработки металла является гравировка (силбиир) и чеканка(хевирлеп шуткуур). Ими украшали накладки и бляхи для конской упряжи, поясные пряжки, серьги, браслеты и др. Гравирование – художественная обработка металла нанесением линейного узора углубленной линией, режущими граверными инструментами – резцы и молоточки разного размера.

Инкрустация полудрагоценными камнями также была очень распространена в Туве в прошлом. Камни вставляли в перстни, серьги, бляхи, крышки игольников. Инкрустация – украшения на металлических изделиях, изготовленных из других материалов или на деревянных, костяных.

Серебрение (монгуннээр) велось методом покрывания железа серебряным листом.

Золочение (позолота) – поверхностная обработка металла в декоративных и антикоррозийных целях путем нанесения тонкого слоя золота. Качество и оттенок позолоты зависит также от металла. Лучше других поддаются золочению медь, латунь, никель и олово. Кручеиие (скручивание) формообразующая кузнечная операция, граненного или круглого стержня.

Кручение (скручивание) формообразующая кузнечная операция, граненного или круглого стержня.

Скань (сканирование) получается от скручивания тонких проволок, нитей. Скань обычно изготовляют из серебра, меди, реже - золота. Сканое украшения соединяют друг с другом пайкой. Скань в виде ажурного узора на основу металла называется и филигранными. Термины Ф и скань часто используются как синонимы. Мастера были также знакомы с техникой выемчатой и перегородчатой эмали. Выемчатая эмаль – заполнение углублений, выемок на металлической поверхности в уровень с металлом. Перегородчатая эмаль – припаивают тончайшее металлические перегородки, заполняет эмалевой массой. Чеканка – декоративная холодная обработка металла давлением, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф. Рельеф – когда, изображение выступает над фоном пластины.

Художественной обработке металла принадлежит исключительное место в истории декоративного искусства. Народные умельцы, используя различные металлы, применяя многие способы обработки, сумели создать совершенные по красоте произведения. Металл обладает удивительными свойствами. Металл издавна привлекал человека своими возможностями.


Металлы:
Все металлы делятся на черные (железо и его сплавы), цветные и драгоценные (благородные).

Черные металлы (чугун, сталь).

Цветные металлы (медь, свинец, никель).

Благородные или драгоценные металлы (золото, серебро, платина).

Легкие металлы (алюминий, магний, натрий и др).

Тяжелые металлы ( железо, медь, серебро, золото. платина)

Свинец – мягкий, очень тяжелый металл, синевато-серого цвета. Алюминий – химический элемент, серебристо-белый, легкий, ковкий металл.

Сталь – твердый серебристый металл с другими упрочняющими добавками. Широко используют нержавеющие стали. Издревле известными видами были и дамасская сталь. Сталь получают из белого чугуна путем переплавки в печах.
Чугун – железоуглеродистый сплав цвета о темно-серого до черного с коричневым оттенком.
Железо – тяжелый металл серебристого цвета. В природе чистом виде встречается только в виде метеоритов, добывается из железных руд. Во влажной среде легко окисляется, образуя бурую ржавчину. Ковкий пластичный металл. Главная составная часть чугуна и стали.
Платина – драгоценный блестящий металл, серовато-белого цвета.
Натрий – мягкий, серебристо-белый легкий металл.
Магний – мягкий, легкий серебристо – белый металл, горящий ярким белым светом.
Никель – серебристо-белый плавкий металл, широко употребляется в технике
Мельхиор (новое серебро) – сплав меди и никеля. Металл серебристо – белого цвета, похожий на серебро и имитирующий его в изделиях. Прочный, пластичный, чеканится, полируется. Разновидностью мельхиора является сплав меди и серебра (белый металл)

Список литературы:
1. И.В.Лямин «Художественная обработка металлов» М.,1988.
2. С.И.Вайнштейн «История народно-прикладного искусства Тувы» М.,1974.
3. С.В.Иванов «Материалы по изобразительному искусству народов Сибири 1Х-началаХХ в.М.,1954.
4. АН.СССР. Институт Этнографии. Краткие сообщения. 1952.


Образец составления аннотации на изделие декоративных ремесел.
Наименование или название вещи - общепринятое или местное.
Автор. Ф.И.О. год. р. - если автор неизвестен, это указывают.
Место и время изготовления - если неизвестны, то устанавливают приблизительно путем опроса владельцев вещи.
Материалы изготовления - указать все.
Цвет - фон
Техника изготовления - указать все технические приемы, по возможности.
Размеры - высота, ширина, глубина, окружность круглых изделий.
Назначение - бытовое, обрядовое, подарочное.
Владелец вещи - у кого получена в дар, приобретена.
Сохранность - новая, бывшая в употреблении, стирка, склеивание и т.п.
Составитель аннотации – Ф.И.О.

Источник информации. Дата составления.

Яндекс.Метрика
При копировании материала ссылка на сайт обязательна.