Мир детства: традиция и современность
- Подробности
- Опубликовано 11.03.2015 15:42
В Национальном музее имени Алдан-Маадыр открыта выставка «Мир детства», которая начинается с раздела «Традиционная система социализации детей в тувинском обществе». Здесь представлены материалы по теме «Дети в обычаях и обрядах тувинцев». В первую очередь это уникальные экспонаты – предметы, которые сопровождают ребенка от рождения до трех лет.
Сергея Кужугетовича – сына (как обычно принято говорить у старых тувинцев) старика Шойгу, сегодня в Туве все знают. В России вряд ли найдется место, где о нем не слышали. Действительно, он человек удивительной судьбы. О нем столько много хорошего, порой слишком лестного, чего, говорят, он очень не приветствует, было написано и сказано. Его заслуга и слава действительно огромна и всенародна. И в силу этого, конечно, многие хотели бы оказаться ближе к нему, быть в поле его зрения, оказаться в числе тех, кого он удостоил своим вниманием. Но вместе с тем хотелось бы, чтобы этому человеку, который в жизни высоко ценит человеческую искренность, честность и справедливость и который никогда не позволявшего к себе бездумного, преходящего всякие границы, подобострастного отношения, в эти юбилейные дни было оказано нормальное земное почитание.
Рождение ребенка всегда было желанным и радостным событием у тувинцев. Многодетность считалось одним из главных критериев семейного счастья. Детей тувинцы считали главным богатством, чуть ли не божьей благодатью. В народе говорили: «Дереву нужны корни, а человеку – дети». Русский путешественник Е. Яковлев отмечал, что «рождение ребенка – большой праздник, самый последний бедняк гордится, если у него полна юрта ребят».
У западных тувинцев пуповину ребенка зашивали в маленький мешочек из шелка и подвешивали к колыбели. Делала это обычно повивальная бабка, которую впоследствии ребенок должен был называть (кырган-авай), как вторую мать. В дальнейшем между ребенком и приемной матерью поддерживались самые трогательные отношения, и она считалась членом семьи. У тувинцев Эрзинского кожууна пуповину хранили в главном аптара. Когда женщина переставала рожать, то пуповины снимали с колыбели и помещали внутрь кожаной подушки, на которой спали. Хранение попувины в голубых и красных шелковых тканях в виде подушечек имело важное значение, это обеспечивало духовную и физическую взаимосвязь матери с ребенком. По их количеству можно было определить, сколько детей в семье. Все обряды, способствующие интеграции ребенка в мир людей, были очень важными.
В экспозиции представлена тувинская колыбель. У тувинцев представлены двумя видами: у западных скотоводов бытовала люлька из дерева, а у тувинцев-тоджинцев была овальной формы из бересты. Обычно тувинцы изготовляли колыбель из кедра или лиственницы. Тувинская люлька представляет собой продолговатый ящик, состоящий из бортов, поперечной дощечки в ножной части, дуги в головной части, по верхнему краю бортов укреплялись ремешки для пеленания или волосяной шнур с целью безопасности. В юрте колыбель ставилась, как правило, возле кровати родителей или подвешивалась с помощью крюка, свисающего на ремне с жерди крыши юрты.
У тувинцев ребенок до трехлетнего возраста был особо уязвим. Считалось, что малыш еще беззащитен перед злыми силами, недоброжелателями, завистливыми людьми, и, чтобы защитить ребенка, привязывали различные амулеты – обереги к его колыбели или на стену юрты. Эти вещи показаны и на выставке.
Важнейшие события в жизни ребенка – это дой и обряд первой стрижки волос. С этого момента ребенок вводился в мир людей, приобщался к социальным связям. Этому способствуют обряды и обычаи, с которыми он знакомится в семье, т.к. семья – первичный институт социализации. Г.Е. Грумм-Гржимайло в своей книге «Западная Монголия и Урянхайский край» писал: «Благополучное рождение ребенка – обязательный повод для созыва родственников и знакомых на дой – празднество, в котором участвуют только женщины, из мужчин – ближайшие родственники, и которое сводится, главным образом, к изобильной трапезе». Как отмечают пожилые люди, дой проводили на третий день и тут же давали ребенку имя. Об этом писали этнографы. В настоящее время дой стали проводить через несколько недель или месяцев, в зависимости от состоятельности семьи.
На празднике ребенка у каждого присутствующего должны быть светлые и радостные мысли. На стенде выставки представлены тексты благопожеланий ребенку. Новорожденному мальчику желали быть сильным и мужественным, а девочке – иметь много скота и детей.
С распространением буддизма личные имена стали связывать с именами буддийских божеств, буддийскими предметами. Тувинская ученая- буддолог М.В. Монгуш разделяет имена на десять групп, имеющие санскрито-тибетское и тибето-монгольское происхождение, которые на тувинской почве претерпели фонетические изменения. В качестве примера экспонируется божество Комбу. Рядом имеются женские божества Белая Тара и Зеленая Тара, по-тувински Долума. Они были предметами особого почитания у тувинских женщин, которые поклонялись им, чтобы родить здоровых детей.
Детство ребенка сопровождали различные игры и игрушки. Игрушки создавались взрослыми или самими детьми. Девочки предпочитают играть в куклы, с тонким мастерством шьют для своих кукол одежду. Игрушки изготовлялись из дерева. Это в основном фигурки домашних животных.
Конечно, интерес у посетителей вызовет комплекс игрушек детей скотоводов, который сосредоточен в одной витрине. Наиболее распространенным и популярным развлечением, которое проводилось в старину у тувинских детей, была игра сайзанак. Из разных камней дети строили миниатюрные изображения аала. Создавали юрту со всеми принадлежностями.
Очень популярными были традиционные подвижные игры, предметы которых показаны в витрине. В аннотации сказано, что любимой игрой у мальчиков был тэвек – почекушка. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают тэвек ногой, соревнуясь в ловкости. Одним из самых любимых игр у взрослых и детей – кажык. Существует несколько вариантов ее в разных районах Тувы. Большинство вариантов этой игры отображают жизнь скотоводов-кочевников. «Бараньи астрагалы приносят счастье», - считают тувинцы. Наши предки считали, что отсчет жизни ребенка начинается не с рождения его, а с начала внутриутробного развития.
Исследуя культуру тувинцев Монголии, этнограф Е.В. Айыжи пришла к такому мнению: «У тувинцев существовали возрастные категории. Возрастной период с рождения до трех лет называли «кержир» - кажык» («кержир» - хрящ, «кажык» - бабка) – младенчество. Это тафтологическое словосочетание воспроизводит незавершенность формирования скелета, мягкость костей младенца. В этот период ребенок достигал определенной стадии развития – приобретения речевых навыков и установления самостоятельного хождения. От 3-х до 15 лет – «кок кажык» - синий кажык. Ребенок повзрослел, физически сформировался».
В экспозиции представлен комплекс одежды. Когда ребенок подрастал, ему шили первую верхнюю одежду из мягкой шкурки ягненка. Одежда тон был типичного покроя, характерными признаками которого являются стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, имелись пуговицы. Тон вначале носили без пояса, чтобы обеспечить телу больше свободы. Первая обувь попук для ребенка шили из войлока или ткани. После попук детям шили обувь из выделанной кожи и шкуры мехом внутрь. Показаны детские головные уборы. Носились шапки с конусообразной тульей (калбак борт) и летние довурзак. Они шились из ткани, простых шкур. Шапки имели навершие дошка, в котором легко угадывался узловой вариант тувинского узора – «нить счатья».
У всех народов формирование подрастающего поколения всегда связано с его трудовой деятельностью. Дети рано приручаются к труду. Учиться шить одежду девочки начинали с шитья одежды для кукол. Кукольная одежда должна быть точно такой же, как и одежда для взрослых. С 7-8 лет учились доить коз, с взрослыми или сами ходили по ягоды. Мальчикам отцы или старшие братья делали лук и стрелу, чтобы они охотились на мелких животных. Так трудовые навыки прививались путем вовлечения ребенка в круг работ взрослых различными поручениями, посильной помощью. За каждое исполненное дело ребенок получал похвалу, одобрение взрослых. Предметы, с помощью которых дети рано приучались к труду, выставлены в отдельной витрине.
Во второй половине 18 века в Туву проникает северный буддизм, который утвердился как официальная религия тувинцев. С этого времени на территории Тувы строятся буддийские монастыри, при которых имелись школы для детей с 7 лет. Можно сказать, что дети получали светское образование, так как они изучали тибетский и монгольский языки, а наиболее способные ламы получали дальнейшее образование в Монголии и Тибете. Показаны сутры на тибетском и монгольском языках.
Следующий раздел посвящен жизни тувинских детей в современном обществе. С начала XX века наступают бурные перемены в культурной жизни республики. В первой Конституции ТНР сказано о том, что «Республика заботится о просвещении народа и поднятии его культурного развития». Июльский Пленум ЦК Тувинской народно-революционной партии (1930) принял решение по вопросу коллективизации аратских хозяйств, что привело к постепенному отходу от кочевого образа жизни. В Туве создана национальная письменность, строятся культурно-просветительные учреждения, развивается национальная литература и культура.
В системе народного образования в ТНР существовали такие типы школ, как школы-интернаты. Дети аратов-кочевников могли жить в таких школах в течение всего учебного года. Представлены фотографии В.П. Ермолаева, первого директора нашего музея. На них показано, как в школе дети увлекались и новыми для них играми, как лапту, кошки-мышки и др. Они посещали различные кружки. Летом отдыхали в пионерских лагерях.
По фотоматериалам можно узнать, как меняется процесс социализации детей в тувинском обществе. Утратились некоторые элементы традиционных обрядов и обычаев. Возникают новые элементы в быту по уходу за ребенком, которому покупают фабричную одежду и игрушки.
На открытии выставки главным и почетными гостями были дети: дошкольники из детского сада № 11 и учащиеся 2-го класса из школы № 5. Они были не только посетителями, но и подготовили концертные номера. В заключении были проведены игры для детей, загадывали тувинские загадки, а отгадавшие получали призы. Дети остались довольны и своим выступлением, и увиденным на выставке, и, конечно, вкусными пирожными, купленными на средства спонсоров.